$36 101
$0,0226
-1,27%
Опубликовано: 23:21, 04 май 2021

Небесные светила и происхождение Вселенной

Небесные светила и происхождение Вселенной. Среди свойств, которыми "небо" так резко отличается от "земли", едва ли не первым бросается в глаза величественное постоянство возвращения небесных явлений. Смена на ночи, возвращение времен года, изменения Луны протекает в наши дни совершенно так же, как тысячи лет назад, на заре (как считает современная наука) человеческой истории. То же относится и к движениям планет.

вселенная космос небесные светила
Точные наблюдения показывают, что полной неизменности в небесных движениях в сущности нет. Так, например, ось земного шара медленно изменяет свое направление (явление прецессии, или предварения равноденствий), благодаря чему нынешняя Полярная Звезда в будущем уступит свое место Веге, над нашим горизонтом взойдет созвездие Южного Креста, теперь невидимое, но зато скроется Орион.

туманность ориона небесные светила космос

Изменяются также и пути, или «орбиты», всех планет: орбиты некоторых из них становятся мало-по-малу все более вытянутыми, или, как говорят, более эксцентрическими, орбиты других, наоборот, с течением времени все более приближаются к кругу; подвергаются медленным изменениям и другие величины, определяющие движение планет (так называемые элементы орбиты). Если бы эти изменения происходили все время в одном и том же направлении, то в будущем, хотя и очень отдаленном, они могли бы вызвать полное изменение и даже разрушение планетной системы.

Возьмем, например, планету, орбита которой все более вытягивается. Если это изменение орбиты будет продолжаться неограниченное время, то орбита планеты, теперь близкая к кругу, сделается когда ни будь похожей на орбиту кометы. Планета в одной части своего пути (в «перигелии») будет чрезвычайно близко подходить к Солнцу, а в противоположной точке («афелий»), наоборот, будет удаляться от него на громадное расстояние. Поверхность ее, в связи с этим, будет попеременно то раскаляться лучами Солнца до самых высоких температур, то остывать до страшного холода. Для обитаемой планеты это повело бы к уничтожению жизни на ее поверхности.

Еще серьезнее опасность для тех планет, в движении которых наблюдается ускорение (как, например, у Сатурна). Очевидно, каждый следующий оборот такой планеты короче предыдущего; а так как, по известному закону Кеплера, чем короче время обращения планеты, тем меньше размер ее орбиты, то планета должна описывать собственно говоря, постепенно скручивающуюся спираль. Через огромный, но все же конечный, промежуток времени она упала бы на Солнце, и вызванный этим падением чудовищный взрыв был бы концом планетной системы.

Все эти нарушения правильности планетных движений называются неравенствами, или возмущениями, и происходят, как известно, от действия планет друг на друга по закону всемирного тяготения.

Основанная на этом законе великая наука, небесная механика, не только объяснила все наблюдаемые теперь возмущения, но определила также законы их действия как для будущего, так и для прошедшего времени. И вот оказалось, что все сколько-нибудь заметные неравенства (а их очень много) — периодичны. Это значит, что каждое возмущение действует поочередно то в одном, то в другом, прямо противоположном, направлении.

Например, эксцентричность (т. е. вытянутость) орбиты может непрерывно возрастать в течение очень долгого времени-десятков тысяч лет; но затем увеличение эксцентричности прекратится и сменится уменьшением, которое будет продолжаться приблизительно столько же времени. В результате, орбита планеты примет опять свою прежнюю форму. Кроме того, так как орбита вытягивается медленно, то в течение периода своего неравенства она не успеет вытянуться сильно, и все изменения ее формы заключены в сравнительно узких границах.

солнечная система планеты космос
Точно так же ускорение, которое наблюдается в движении Сатурна с конца XVI в., через сто лет исчезнет и сменится замедлением (то есть примерно в наши дни). Это так называемое великое неравенство Юпитера и Сатурна, вызываемое взаимным притяжением этих двух планет (оно отражается и на движении Юпитера); его период свыше 900 лет.

Периодичной оказалась и прецессия: через 25 000 лет ось земного шара, описав своим концом по звездному небу полный круг, опять будет указывать на созвездие Малой Медведицы, и наша теперешняя Полярная Звезда опять получит право на это название.

Таким образом, если мы заглянем в прошлое нашей солнечной системы настолько далеко, насколько это позволяют вычисления небесной механики, мы увидим почти в точности ту же картину планетных движений, что и теперь. Никакого заметного изменения, в ту или другую сторону, мы этим путем обнаружить не сможем.

Впечатление неизменяемости усиливается все больше, и можно, пожалуй, задать вопрос не было ли бы проще всего допустить, что наша планетная система всегда имела одно и то же строение, что вся материя в ней всегда была сосредоточена в одном большом шаре — Солнце - и в немногих меньших шарах-планетах, отделенных и от Солнца и друг от друга громадными пустыми пространствами? Сейчас мы увидим, что такое предположение совершенно несостоятельно, и не только потому, что оно противоречит всеобщему глубокому убеждению в изменчивости и развитии всего существующего в мире.

солнце небесные светила космос
Основным фактом, с которого начинают, вероятно, все космогонические теории, является замечательная правильность строения планетной системы. Все планеты (а их известно уже свыше тысячи по состоянию на дату публикации) движутся вокруг Солнца почти в одной плоскости по орбитам, близким по форме к кругу, и, что самое главное, — все движутся по одному и тому же направлению, именно, в ту сторону, в какую вращается Солнце около своей оси. Это не может быть случайностью, а указывает на какую-то общую физическую причину.

Но в настоящее время между планетами не существует никакой вещественной связи, которая принуждала бы их двигаться в одном направлении; следовательно, такую связь надо искать в прошлом планетной системы. Она может заключаться в том, что вещество, теперь сосредоточенное в сравнительно немногих плотных телах — планетах и их спутниках, когда-то заполняло все пространство солнечной системы.

Другими словами, одинаковое движение всех частей системы указывает на общность их происхождения, на образование всей планетной семьи из одного "клубка" разреженной материи, из какого-то «хаоса». Космогонические теории и должны показать, как под действием физических законов из этой хаотической массы возникли небесные светила и наша Земля.

Другое указание на неизбежность громадных изменений в нашей системе дает Солнце. Наука геология говорит нам, что уже в течение многих миллионов лет Солнце освещает и согревает поверхность Земли с такой же силой, как и в настоящее время. Миллионы лет оно непрерывно излучает в мировое пространство колоссальные количества тепла и света, и вся эта «лучистая энергия», как ее называют, обратно на Солнце не возвращается.

Мы знаем теперь, что энергия не может создаваться вновь, а непременно должна получаться за счет какой-нибудь другой энергии. Поэтому громадный расход солнечной теплоты должен непрерывно пополняться а какого-то источника. Этот вопрос-об источниках солнечной теплоты является одним из важнейших вопросов мироздания, но, как бы он ни разрешался, ясно одно: никакие источники не могут поддерживать теплоту Солнца вечно, неизбежно настанет время, когда теплота его заметно уменьшится и, наконец, оно совсем погаснет.

И обратно: в прошлом Солнце было горячей, чем теперь, имело другие размеры и другие физические свойства, и в соответствии с этим и физические условия всей нашей системы были иными. Таким образом Солнце должно изменяться, проходить в течение своей "жизни" тот или иной путь развития, и его история теснейшим образом связана с историей нашей Земли.

Громадная важность вопросов, связанных с жизнью Солнца, заставляет нас искать других фактов для познания его жизни, кроме данных, получаемых в физических лабораториях. Эти данные доставляет нам звездное небо.

Мы знаем теперь, что каждая из миллионов звезд есть солнце, подобное нашему Солнцу по размерам и физической природе; многие из этих отдаленных солнц даже гораздо больше нашего Солнца по размерам и массе, имеют гораздо большую яркость и более высокую температуру.

В настоящее время физические свойства многих звезд изучены почти так же хорошо, как и свойства нашего Солнца, и пролит некоторый свет на их историю. Конечно, наблюдая одну какую-нибудь звезду, мы смогли бы заметить ее эволюцию только через громадный промежуток времени, не меньший, чем для Солнца; но исследование множества звезд может помочь нам составить представление о развитии звезд вообще.

Руководящей мыслью при этом является идея Вильяма Гершеля, который сравнивал звездное небо с лесом, содержащим деревья всевозможных возрастов. В таком лесу ботаник получает возможность изучить сразу все развитие какого-нибудь вида, так как в его распоряжении имеются одновременно экземпляры, переживающие в данный момент самые различные возрасты жизни дерева —от прорастания до засыхания.

Мысль Гершеля кажется очень убедительной и плодотворной. Действительно, на небе мы встречаем звезды различного цвета, различной яркости и температуры, образующие непрерывную правильную последовательность. От голубовато-белых звезд, более белых и горячих, чем наше Солнце, мы постепенно можем перейти сначала к желтым, а затем к красным звездам, температура которых, несомненно, много ниже солнечной температуры. Естественно было принять, что белые звезды являются самыми молодыми, сравнительно недавно сформировавшимися солнцами, а красные звезды, наоборот, представляют собой стареющие светила, близкие к Окончательному потуxанию.

Мы увидим впоследствии, что в действительности дело обстоит гораздо сложнее, что в определении возраста звезд делались самые неожиданные ошибки, которые были замечены сравнительно недавно. За последнее время изучение развития звезд сделало громадные успехи, поставившие этот отдел космогонии почти наравне с другими хорошо разработанными отделами точной науки.

Скажу теперь же, что изучение развития звезд оказалось очень полезным для уяснения истории Солнца, но, к сожалению, пока только одного Солнца, а не всей солнечной системы. Почти никаких новых указаний на происхождение планет Звездная астрономия ХХ в. еще не дала и, таким образом, не подвинула вперед разрешения именно того вопроса, который всегда особенно интересовал нас, жителей одной из этих планет.

Наконец, наблюдения над звездным миром открыли в отдаленнейших областях вселенной кроме звезд еще образования совершенно особого рода, в которых сейчас же поспешили признать «начало всех начал», или «первозданный хаос» древних космогоний. Это - туманности.

Туманности - размытые, слабо светящиеся пятна, которые представляют собой, как теперь известно, гигантские облака пыли и разреженных газов. Правда, и здесь картина не так проста, как думали прежде: туманности имеют очень различную природу, и некоторые из них теперь кажутся более загадочными, чем сто лет назад. Тем не менее важное значение туманностей в образовании миров не подлежит сомнению, и нет почти ни одной космогонической гипотезы, в которой бы они не играли той или другой роли.

туманность омега космос вселенная
Упомяем еще о других небесных явлениях, которые могут дать указания на развитие вселенной. В прежние времена большое внимание уделяли в этом отношении так называемым новым звездам, которые иногда внезапно появляются в том или другом созвездии. В них видели настоящее «творение из ничего», рождение нового солнца, новой солнечной системы.
Но теперь известно, что эти звезды-далеко не «Новые». Они существовали на тех же местах неба и до своей внезапной вспышки, но в виде очень слабых звезд. Проблистав несколько месяцев, они постепенно слабеют и возвращаются опять к прежней яркости, но далеко не к прежнему состоянию.

Внезапное усиление блеска такой звезды (в десятки тысяч раз в течение немногих часов) является взрывом, страшной катастрофой, время от времени постигающей то одно, то другое из далеких солнц.
Это не рождение, а скорее гибель прежнего мира, какое-то внезапное, скачкообразное изменение. Но вечный круговорот жизни, который мы видим на Земле, заставляет нас искать его и в мире небесных светил. Смерть старой мировой системы может дать начало жизни Нового мира, и поэтому явление новых звезд играет некоторую роль в космогонических теориях.

Появление новых звезд превосходит своей грандиозностью все, что только мы можем себе представить. Это случается довольно часто и представляет собою, по видимому, довольно обычное явление в развитии миров. Однако как часто бывает в жизни природы, такие громадные, но случайные катастрофы производят, в конечном счете, меньшие результаты, чем какая-нибудь незаметная маленькая сила, действующая непрерывно в одном направлении в течение громадных периодов времени.

"Капля, Долбящая камень" - вот пример такой силы, вошедший в поговорку. Что это не простая фраза, об этом свидетельствует геология: за миллионы лет земной истории атмосферные осадки, вместе с выветриванием, стерли с лица земли громаднейшие горные хребты и продолжают и теперь свою разрушительную работу, результаты которой, однако, совершенно незаметны в течение человеческой жизни.

Такие силы должны действовать и при образовании небесных светил, но их очень легко упустить из вида, так как влияние их может сказаться только через огромные промежутки времени. Весьма вероятно, что ряд таких деятелей природы нам еще неизвестен, так как некоторые важные мировые агенты были указаны лишь в последнее время.

Так например, очень большую роль в мироздании играют, по видимому, падающие звезды, или метеоры, -такое повседневное, всем привычное явление. Они говорят нам о том, что в междупланетном пространстве носится неисчислимое количество мельчайших мировых тел, так называемой Космической пыли. Каждое появление падающей звезды указывает на столкновение нашей Земли с одной из таких песчинок, столкновение, обыкновенно гибельное для последней.

метеоры небесные светила
Вследствие страшного удара о земную атмосферу метеор большею частью мгновенно сгорает уже на высоте многих десятков километров. Лишь немногие, сравнительно крупные, тела долетают до земной поверхности в виде всем известных метеоритов, падение которых всегда вызывает та много разговоров.

Эти метеориты вносят свою долю в образование земной коры, точно так же, как обыкновенные падающие звезды присоединяются к составу земной атмосферы в виде газов и пыли, получившихся при их сгорании. И в том и в другом случае все вещество метеоров остается на Земле. Правда, массы громадного большинства метеоров ничтожны, но если вспомнить, как много падающих звезд можно видеть каждую ночь с любого места любой поверхности, и подсчитать, сколько приблизительно их должно падать на всю Землю, то получаются совершенно неожиданные цифры.

Общая масса вещества, приносимого метеорами на Землю, составляет по меньшей мере несколько десятков тысяч тонн в год. На такую величину (ничтожную в сравнении с весом Земли) увеличивается масса Земли ежегодно.

Допустим, что метеорная материя сыплется уже в течение многих миллионов лет и не только на поверхность нашей Земли, но и на поверхность всех тел солнечной системы. Возможно, что прежде ее падение совершалось даже более обильно; при этих, весьма вероятных, предположениях, космическая пыль становится мировым элементом величайшей важности, материалом, из которого, быть может, образовались небесные светила.

Приведем еще один пример причины, действие которой абсолютно незаметно даже в течение столетий, но становится громадным за время существования планет; это так называемое приливное трение, занимающее важное место в современных теориях.
О нем подробно будет сказано в следующих наших публикациях.

луна небесные светила
Теперь же заметим только, что прилив, вызываемый нашей Луной в земных океанах, сопровождается трением, которое само по себе ничтожно. Действуя в течение десятков миллионов лет, эта постоянная тормозящая сила должна замедлить суточное вращение Земли вокруг оси, а также вызвать и другие изменения в нашей системе. Учение о так называемой приливной эволюции составляет одну из интереснейших теорий современной астрономии.

Вы только что прочитали главу из книги "Происхождение Вселенной", автор И. Ф. Полак,  книга была издана в 1934 году. Глава называется "Указания на развитие в мире небесных светил".

Зачем мы публикуем это "старье"?

происхождение вселенной небесные светила
Мы в редакции CryptoCoinExpert.info стремимся создать Сообщество Умных Людей - богатых, образованных и счастливых. По этому в категории Технологии мы продолжим создавать и публиковать научно-образовательные материалы. Для развития этой благородной миссии нам нужны волонтеры, которые готовы помогать нашему сообществу, поддерживать создание контента, и распространять его в социальных сетях и других медиа-каналах.

Ctrl